Правовое положение и перспективы Российских автомобилистов в 2015 году

Трудности, которые на текущий момент испытывают российские автовладельцы, вовсе не исчерпываются дорожающими импортными запчастями и бензином – другие товары и услуги данной ниши (в особенности, услуги автострахования) также не отстают. К этому стоит добавить и резкое снижение объемов выдачи автокредитов отечественными банками – некоторые из них попросту убрали их из своих перечней предлагаемых услуг.
Тарифы по ОСАГО и КАСКО еще в середине прошлого года демонстрировали тенденцию к росту. Этой весной ожидается очередное подорожание ставок автострахования. Со своей стороны, компании-страховщики жалуются на падение доходов и даже прямую убыточность страховок ОСАГО. Эти заявления звучали и в прошлом году, привлекая внимание государства и, в конце концов, приведя к законодательному решению о предоставлении автостраховщикам возможности увеличить свои тарифы в определенных рамках. Вместе с тем, в прошедшем году широкую огласку получили многочисленные злоупотребления автостраховщиков – прежде всего, навязывание дополнительных услуг своим клиентам, которые просто хотели приобрести полис ОСАГО. Несколько компаний, уличенных ФАС в подобной деятельности, были закрыты.
В какой-то степени неудобства от возросших тарифов для автомобилистов компенсируются тем, что теперь им станет проще подавать иски к автостраховщикам по полисам ОСАГО в случае повреждений, вызванных ДТП. Согласно постановлению Верховного Суда от 29 января, иск теперь можно будет подавать не только по адресу главного офиса автостраховщика, но и по месту любого из его филиалов.  Кроме того, при подаче иска к лицу, виновному в нанесении повреждений транспортному средству, соответствующая страховая компания будет привлекаться в качестве еще одного ответчика автоматически. Подобные улучшения расширяют пространство для маневра, но, все же, не означают, что автовладельцам в подобных ситуациях не будет нужна квалифицированная юридическая помощь.
Интересы и права автомобилистов получили определенную поддержку со стороны государства и в вопросе о принудительной эвакуации машин. Законопроект с рядом поправок в КоАП, касающихся этой проблемы, все еще находится на стадии доработки, прежде чем он будет рассмотрен во втором чтении. Эти поправки включают в себя следующие изменения:
  • эвакуаторы должны прервать транспортировку машины, нарушающей правила парковки, если само нарушение может быть устранено до начала их движения (например, ее владелец вернулся и готов убрать ее самостоятельно);
  • при эвакуации должен присутствовать дорожный инспектор, а копия протокола о задержании автомобиля должна выдаваться и эвакуатору;
  • ответственными за транспортировку и хранение эвакуированных машин вместо региональных будут федеральные органы;
  • для автовладельцев, совершивших нарушение при парковке, вводятся максимальные и минимальные суммы штрафов, вместо фиксированного значения.
Эти изменения могут облегчить жизнь автовладельцам, особенно в свете ожидающихся с 1 июля 2015 года изменений в ПДД, согласно которым штрафу подлежат даже частично затрудняющие проезд машины (а не только те, что полностью блокируют его). Вместе с тем, еще продолжаются споры вокруг некоторых из положений законопроекта, так что его принятие может затянуться.
В настоящее время положение автомобилистов остается непростым. При необходимости защиты своих прав и интересов – как при страховании, так и при взаимодействии с эвакуаторами – зачастую требуется юридическая консультация или даже помощь адвоката. Интенсивная деятельность законодателей может вылиться в некоторое улучшение ситуации, но в любом случае это вопрос продолжительного времени.